Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства

Доступная среда для инвалидов — что за программа?

Чтобы облегчить существование лиц с инвалидностью и вывести в качество их жизни, одним из профильных министерств (Минтруда) разработана гос. программа «Доступная среда». Каждое десятилетие в нее вносят поправки, приближая строительные нормы к мировым, а морально устаревшие параметры заменяют современными.

  • комфорт использования объектов;
  • бережное отношение к инвалидам и их проблемам в обществе;
  • модернизация объектов и свободный доступ к ним МГН.

Ныне программа на четвертом этапе. Благодаря ей разработаны правила проектирования, организации инвалидов заявляют о себе, дети-инвалиды получили право на удобства в школах, кафе и концертных залах, а взрослые — минимальные удобства на работе.

Документы по доступной среде

Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.

Гарантии в Конституции — основном законе государства (статья 27).

Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос. чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.

Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях

Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос. учреждений.

  • Системы информирования.
  • Тактильные знаки.
  • Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
  • Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.

Все приспособления имеют гигиенические сертификаты и могут использоваться в учреждениях для инвалидов.

Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.

Доступная среда для детей инвалидов в школе

Школы и сады в большинстве проектировались лет 40-50 назад. Потребности подрастающего поколения на инклюзии не учитывались. Поэтому доступность для них предполагает модернизацию: входов, лестниц, школьной территории. Переоборудование туалетов, пандусы на входе — только начало. Системы оповещения, «доводчик» на входе, перила с округлыми краями. «Доступная среда» в школе — это материалы и оборудование: нескользкие панели, шероховатая плитка под ногами, навигационные системы, звуковые и световые маяки, тактильные таблички.

Стандарты предполагают:

  • В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
  • В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
  • Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
  • Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
  • Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
  • По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.

Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.

Планы-мнемосхемы территорий

Перед входом в здания рекомендуется устанавливать его план-мнемосхему, чтобы слабовидящие и слепые люди могли понять, куда и как им идти (он же план эвакуации). То же самое касается и территорий организации. На входе должен быть план-мнемосхема с указанием путей прохода к общественным зданиям. Требуются подобные мнемосхемы также для парков, скверов, набережных, вокзалов и иных мест общественного использования. Однако пока мнемосхемы используются крайне редко и за их отсутствие, как правило, не наказывают. Тем не менее, подумать о том, как их сделать и где разместить стоит уже сейчас.

Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Популярные статьи  Поднимаем уровень пола в комнате до уровня пола коридора: советы и рекомендации

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Система информации и связи

У дверей помещений со стороны ручки установлены информационные таблички, выполненные
рельефно-графическим и рельефно
точечным способом. По поверхности поручней у лестниц нанесены рельефные обозначения.

Для инвалидов по зрению в учреждении имеется следующее оборудование:

  • читающее устройство. Это устройство позволяет как увеличить текст на экране для людей с
    ослабленным зрением,
    так и прослушать текст голосом;
  • портативный ручной видео увеличитель;
  • тактильно-звуковая мнемосхема. Мнемосхема предназначена для информирования о расположении
    помещений внутри
    здания и путей следования к ним.

Для инвалидов по слуху в учреждении имеется следующее оборудование:

портативная система информационная. Это устройство предназначено для передачи аудиоинформации
лицам с
нарушенной функцией слуха, пользующимся слуховыми аппаратами в режиме индукционной катушки «Т».
В учреждении имеется
две переносные портативные системы, расположенные в регистратуре и в учебном классе и одна
стационарная в концертном
зале.

Также учреждение оснащено следующим оборудованием:

  • 4 комплекта компьютерного оборудования с программным обеспечением для незрячих и слабовидящих
    пользователей.
    Программное обеспечение для незрячих и слабовидящих обеспечивает возможность инвалидам по зрению
    осуществлять
    полноценную работу с компьютером, общаться в интернете, работать с различными приложениями,
    изучать цифровой мир, а
    также полноценно выполнять школьную программу;
  • многофункциональный киоск. Это устройство может обеспечить не только информационное
    сопровождение для инвалидов всех категорий, но и возможность воспроизведения различных роликов и
    презентаций.

Столовая и комната социально-бытовой адаптации оснащены специализированной посудой, которая
предназначена для инвалидов и больных с нарушением функций опорно-двигательного аппарата при их
самообслуживании в учреждении и в быту.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы

Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности

Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа “Доступная среда”?

  • Не вижу реализации данной программы
  • На 10%-30%
  • На 40%-60%
  • На 70%-100%

В 2017 году Федеральный закон, касающийся защиты интересов инвалидов, был дополнен обязанностью всех компаний оказывать услуги населению. Он стали обязаны проводить подробные инструктажи работникам, которые заняты абсолютно любой деятельностью с людьми с ограниченными возможностями, в части вопросов полного обеспечения социальной среды для всех людей.

Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов

Установлено также требование требования к доступной среде для инвалидов о соблюдении правил обеспечения беспрепятственного доступа при планировании и застройке городов и других населенных пунктов, при формировании жилых и рекреационных зон, проектировании строительства и реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации. На финансирование указанных мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяются целевые бюджетные ассигнования, ежегодно предусматриваемые в составе федерального, регионального или местного бюджетов. Реализация указанного требования программы поддержки инвалидов «Доступная среда» обеспечивается нормами Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в состав проектной документации объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда обязательно должен включаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам.

Популярные статьи  Каркас теплицы: выбор материала и особенности изготовления

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках формирования доступной среды для инвалидов обязывает организации, которые производят транспортные средства, а также осуществляют транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых (форм), оборудовать указанные средства, а равно вокзалы, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться услугами транспорта.

В рамках создания доступной среды инвалиды имеют право вне очереди получить место под строительство гаража или для стоянки технических и других средств передвижения рядом с местом их жительства. Кроме того, действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды+для инвалидов эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.

Территория, прилегающая к зданию

На пути следования инвалидов обеспечены удобные пути движения от автостоянки и по территории к
входам в здание. Для
спуска (подъема) с тротуара на проезд предусмотрены пандусы с уклоном 1:12. Комфортность движения
обеспечивается
также за счет продольных уклонов тротуаров 5-50% и поперечных уклонов 15-20 %. Конструкции проездов
и тротуаров из
асфальтобетона не допускают чрезмерного скольжения, что необходимо для передвижения инвалидов с
нарушением
опорно-двигательного аппарата.

Для безопасного движения инвалидов с нарушениями зрения вдоль тротуаров и на участках пересечения
пешеходных путей с
проездами уложена тактильная плитка. Автостоянка для инвалидов общей вместительностью на 20 м/мест
(размер 1 м/места
3,6*6,0 м). На территории размещена тактильная мнемосхема, с помощью которой слабовидящие люди
определяют пути до
нужных объектов и опасные участки. Все элементы выполнены рельефно, а надписи дублируются шрифтом
Брайля. Это
позволяет инвалидам по зрению «читать» мнемосхему, ощупывая ее кончиками пальцев.

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных

Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели Программы

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Популярные статьи  Смеситель для кухни с выдвижным изливом

III Благоустройство прилегающей территории. Пешеходные пути.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за — 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами — не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями

То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: